-
1комн.44кв.м. на Авиаторов,40 МКирпичный дом -*-*- 1комн.43кв.м. на 9 Мая,59 Дому 1 год. Кирпич.Цена: 2500000
2 795 567 Татьяна -
Продается гостинка в Кировском районе на ул.Павлова. Большая, 20кв.м. Ремонт сделан так, что она состоит из 2х комнат(кухня, спальня). Окно пластиковое, на полу линолеум. Сан.узел совмещенный, установлена ванна. Цена 920тыс.руб. Собственник: 8-902-982-86-93.Цена: 920000
8-902-982-86-93 собственник
Стартовая // Статьи / История
Краевед Борис Андюсев: «Зачем царь отсылал в Енисейскую губернию гулящих девок?»
03.12.2008Освоение Сибири легло на мужские плечи. Бескрайние просторы до Тихого океана с боями прошли отряды казаков и служилых людей. Охотничьи артели промысловиков обживали новые места. Цари ссылали сюда вольнодумцев. Места для женщины здесь не было. Возможно, поэтому в Сибири сложилось особое отношение к семье и женщине. Об этом вспоминает красноярский краевед Борис Андюсев.
«ВЕЛИ, ГОСУДАРЬ, ПРИСЛАТЬ ЖЁНОЧЕК!»
— Слышал, есть документы, из которых следует, что Сибирь снабжали за государственный счёт чуть ли не проститутками?
— Есть в архивах челобитная из Енисейска, направленная в Москву в 1630 году. Служилые люди обращаются к царю с просьбой: «Вели, государь, нам прислать гулящих жёночек, на ком жениться, а без жёнишек, государь, нам быть никак не мочно». Вскоре последовал указ царя Михаила Фёдоровича: «В которых городах объявятся гулящие жёнки и девки, тех отсылать в Енисейск». Но справедливости ради отметим, что «гулящие жёнки» не проститутки, хотя поведения и не церковного.
— То есть женщины были в дефиците?
— Не то слово! Например, в Нерчинском остроге первоначально все служилые люди были одинокими, за исключением воеводы Пашкова и его сына. Представляете, что такое две женщины, а вокруг триста мужиков?
— Когда в Сибири начала формироваться семейная жизнь?
— Примерно к середине XVIII века, когда соотношение мужчин и женщин стало равным. Это были «малые семьи»: в них было до трёх мужчин, что крайне затрудняло разработку пашни и ведение хозяйства. Тогда и начали привозить «из России» родню. К 20-м годам XVIII века в Енисейском уезде половину составляли неразделённые семьи (в которых вместе жили два-три поколения). Из них 43,7% — семьи с 4-6, а 19% — с 7-10 мужчинами. Некоторые семьи были до 30 человек.
— Любопытно, как выстраивалась семейная иерархия при таком количестве народа?
— Главой семьи считался отец — «большак», в женской половине — мать — «большуха». Права и обязанности членов семьи строго регламентировались согласно традициям. Патриархальные отношения допускали полную власть домохозяина над своими домочадцами. Так, например, в судебном иске жителя Балахтинской волости Василия Евдокимова говорится, что «много сварливости перенёс за свою жизнь… от отца, но терпел, потому как родитель имел на это право».
ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ
— Кто занимался воспитанием детей в большой семье?
— Традиционно — дедушка и бабушка: они были менее других заняты крестьянским трудом. К тому же считалось, родители ещё не созрели для роли воспитателей. Все дети большой семьи воспитывались вместе, старшие участвовали в воспитании младших.
— Можно ли было выйти из такой семьи, если отец всевластен?
— При семейном разделе в Енисейской губернии существовал древний ритуал. На столе размещали ковригу, солонку и свечу. Вся семья некоторое время сидела молча. Затем отец отрезал ломоть хлеба, который сын брал в свой дом. Отрезанный ломоть не только факт раздела домохозяйства, но и ритуальное выражение процесса раздела совместного имущества, сыновья получали равные его доли. Но в дело могли вмешаться и иные обстоятельства. Например, прямая оценка личности человека по трудовым критериям. В судебном разбирательстве по наследственному делу в Богучанской волости выборные признали наследовать имущество одному сыну, так как он «в труде заслужил право достойного домохозяина, а его братья шлялись по разным селениям как бездомные».
УСТАНОВКА НА МНОГОДЕТНОСТЬ
— Каким было отношение к браку?
— Как и везде в России, брак освящался в церкви по православному обряду. Но в Сибири были нередки и браки невенчанные, особенно у старообрядцев. Разводы у сибиряков происходили крайне редко. В новый брак могли вступать после смерти одного из супругов.
— Сегодня, по статистике, на одну красноярскую семью приходится полтора ребёнка. А тогда?
— Для Сибири была характерна высокая рождаемость. По подсчётам В. Воробьёва, значительно выше, чем в европейской части России. Если там прирост в год составлял 7,6, то по Енисейской губернии — 15,9, а по Красноярску — 19,4 человека на 100 жителей. Рождаемость близкая к естественному биологическому максимуму. Дети и подростки составляли до 40% населения.
— Откуда такие цифры? Жизнь вроде лёгкой назвать нельзя. Или люди здоровее нас были?
— Больных хватало и тогда. Брачная пара без детей не считалась полноценной, поэтому относилась к семьям, «обиженным Богом». А вот общественная установка на многодетность была. И даже «обиженные семьи» стремились взять на воспитание сироту или ребёнка из многодетной семьи.
— Складывается образ женщины — машины по производству детей…
— Ни в коем случае. Источники свидетельствуют, что сибирские женщины были менее зависимы как в личном, так и в экономическом положении. Уважительное отношение к сибирячкам жителей Енисейской губернии великолепно описал губернатор А.П. Степанов: «Женщины занимают первые места на пирушках. И ежели тесно помещение, то все мужчины стоят». Идентичное свидетельство о высочайшем статусе женщины в первой половине ХIХ века и степени уважения к ней зафиксировано в путевых заметках П.И. Небольсина. Он писал, что в Сибири «в разговорах и общении выражения «баба» никогда не услышишь, разве только в бранном смысле».
НЕ ХАЙЛАТЬ, НЕ ЛАЯТЬ, НЕ БУХТЕТЬ…
— Какие качества женщины ценились в то время?
— Лучшими женщинами считались трудолюбивые («усердные робить»), опрятные («обиходные»), быстрые («шустрые», «огневые») и в домашних делах чистоплотные («чистотки»).
— А если составить рейтинг отрицательных качеств?
— Наиболее порицаемым считалось нескромное, разбитное («размашистое»), грубое поведение. Такую женщину в Енисейской губернии называли халдой. Не приветствовалось, чтобы женщина громко и «бестолково» кричала («хайлала»), была болтушкой («балаболкой», «тараторкой»), бранилась («лаялась»), ворчала («бухтела»), была всегда всем недовольной («фырчала»).
— А как в то время решалась проблема взаимоотношений невестки и свекрови?
— Наши предки были мудрее нас. К 17 годам, сроку замужества, девушки умели выполнять все домашние работы, кроме одной — варить и печь. Выйдя замуж, невестка должна была постигать традиции домохозяйства от будущей свекрови. Где женщинам ссориться? В основном — на кухне. А так эта возможность устранялась на корню. Через 20 лет бывшая молодуха, теперь уже свекровь, становилась хранительницей традиций своего дома и учила всему жену своего сына.
В неразделённой семье численность доходила до 30 человек
Автор текста: Михаил Маркович, источник: газета «Аргументы и факты на Енисее»
|
Ключевые слова:
События и люди , Статистика , Интервью , ИсторияДругие материалы данного раздела:
- Елена Трубина: «Красноярск — крепкий купеческий город, изуродованный советским планированием» (11.11.2011)
- Как Екатерина Трубецкая стала первой декабристкой, приехавшей в Сибирь? (01.07.2011)
- МИЛЛИОНЫ РОВБЕЛЯ ВОПЛОЩАЮТСЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЕТСКОГО САДА (22.06.2011)
- Обнаружены доказательства фальсификации русской истории (09.03.2011)
- Галина Бугаева: «Музейщики — последние святые на Руси» (18.10.2010)
Комментарии:
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи