-
Продам 1-ком пер. Светлогорский,5/10П, 47/19/9, состояние обычное, 12кв.м - лоджия. Чистая продажа.Цена: 2150000
296-98-55 Татьяна -
Сдам в аренду нежилое помещение в цоколе 100 м2. Пересечение улиц Кирова и Лебедева. Новый дом. Стоимость аренды 950 руб. м2, возможен ремонт по согласованию с арендатором. Интересная полукруглая форма помещения. Первая линия, отдельный вход с улицы Кирова.Цена: 950
8-913-534-15-26 Фогель Денис Анатольевич
Стартовая // Статьи / История
История Красноярска. С чего всё начиналось?
18.12.2008Наш город был основан казачьим отрядом в виде острога (деревянной крепости). Сам острог строили с 6 по 18 августа 1628 года. Группа казаков во главе с воеводой Андреем Ануфриевичем Дубенским достигла по пути на восток стрелки (слияние рек) реки Качи с Енисеем и построила укрепления, чтобы защитить границу новых владений от нападений кочевых народов, которые жили тогда в Сибири.
Острог этот назвали «Красный Яр», от местного Тюркского названия места, на котором эта крепость была построена: «Кызыл Джар», в переводе «Красный Утёс» или «Красный Яр» на старорусском языке.
Имя же «Красноярск» дано было позже, когда поселение казаков Красный Яр получило городской статус.
Итак, Красноярск… Сегодня это административный центр Красноярского края, крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири. Географические широта – 55°38', долгота – 29020'. Расположен на обоих берегах реки Енисей.
С первых дней Красноярску пришлось оружием и дипломатией утверждать свое право на существование в вооруженной борьбе с киргизскими князьями, которая закончилась только в начале XVII века.
Складывание постоянного населения и его занятия в первую очередь определялись военно-административными функциями острога-крепости. По численности гарнизона с начала XVIII века Красноярск стал одной из крупнейших крепостей Сибири (1708 год – 849 человек).
Первые красноярцы набирались из добровольцев на Урале и в Западной Сибири.
Материальная и духовная культура русского населения Красноярска и всей Сибири развивалась как вариант северорусской культуры. Материальный быт имел свои особенности. Чаще чем жители Европейской России они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, шитые из китайских хлопчатобумажных и шелковых тканей рубахи, кафтаны, кушаки, сарафаны, платки. Больше ели дичи, рыбы, чаще пользовались не глиняной, а деревянной и фарфоровой китайской посудой.
Грамотность была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На красноярском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и богоучительные книги. Из сочинений историко-географического характера горожан были известны «Хождения Трифона».
Казаки и промышленники хорошо знали географию, растительный и животный мир Приенисейского края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов.
Из природных богатств края использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды, глину. В лечебных целях широко применяли зверобой, волчью траву, сосновую хвою, черемшу, девятильник, березовые почки, шиповник, белену, «лиственную губу». От южных соседей узнали о лечебных свойствах ревеня.
Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и скоморохов. По вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых пели песни, плясали и «в ладони били».
Многие увлекались шахматами, катанием на лыжах с гор, городками, шахардою (позже называемую чехардой) и свайкою, а также борьбой и конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных досках со специальных ледяных горок и просто с крутого енисейского берега.
С 20-х годов XVIII века мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея. Однако почти полная незаселенность русскими ближних южных плодородных районов и сильная конкуренция со стороны Томска, Енисейска и Иркутска не позволяли Красноярску XVIII столетия превратиться в крупный торгово-промышленный пункт. Город количественно и территориально почти не рос.
С проведением Московско-Сибирского тракта город оказался на перекрестке важнейшего в Сибири сухопутного и значительного водного путей сообщения. Однако приток населения извне был небольшим.
Из части жителей города, а также ссыльных и вольных переселенцев, к концу века сложилось небольшое, но уже устойчивое ядро торгово-ремесленного (с 1775 года – мещанского) населения. Преобладали занятия, связанные с переработкой животного и растительного сырья (кожевенное, мыловаренное, свечное, портновское, столярное и плотничье ремесла), а также иконописание.
Среди промыслов заметными в XVIII в. стали занятия, связанные с обслуживанием полеводства и переработкой его продукции. Извоз тоже стал распространенным промыслом.
Став в XVIII веке крупным товарно-распределительным центром в своем уезде, Красноярск все еще значительно уступал Енисейску. Купеческий капитал к 1799 году составлял всего около 30 тысяч, а торговый оборот в год не превышал рубля на каждого жителя. В целом характер экономики Красноярска был патриархально-натуральным.
В социально-экономическом смысле Красноярск только к концу XVIII века стал сложившимся городом, то есть центром ремесла и торговли.
В 1782 году ликвидировали прежнюю, еще во времена Петра I образованную, Енисейскую провинцию, которая охватывала почти весь край. Территория прежнего Красноярского уезда вошла сразу в три наместничества: Тобольское, Колыванское и Иркутское. Красноярск стал подчиняться не Тобольску, но все же сохранил прежнее административное значение. С 1804 года Красноярск подчинили Томску, ставшему губернским городом.
Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех его сторонах жизни. К последней четверти столетия внешний облик города уже ничем не напоминал о боевом прошлом. Страшный пожар 1773 года, после которого осталось лишь 30 домов, уничтожил все укрепления.
Присланный из Тобольска сержант геодезии Петр Моисеев дал городу совершенно новую, петербургского типа линейную планировку, которая в старой части города прослеживается до сих пор.
В культурном развитии Красноярск во втором столетии своего существования сделал новый шаг вперед. Значительное распространение получило домашнее обучение. Так, в 1781 году городовой магистрат заказал для горожан в книжной лавке при Российской академии наук 150 букварей и 50 апофегмат (сборников нравоучительных историй). Появились в городе и первые учебные заведения специального, а позже общеобразовательного типа. В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства всех трех церковных заказов Енисейской провинции, через 30 лет в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа.
Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. В апреле-июне 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.
В XVIII столетии красноярцев интересовала музыка и хоровое пение. Основоположник русской этнографической науки С.П. Крашенинников и видный натуралист И.Г. Гмелин уже в 1730-е годы засвидетельствовали увлечение всех жителей Приенисейского края «вертепным действом», то есть народным театром кукол.
Родина гениального художника В.И. Сурикова в то время славилась своими иконописцами. Продукция Прокопия Бородулина, Ильи Агапитова и Ивана Белозерова была известна во всей Восточной Сибири. Работы дальнего родственника В.И. Сурикова М.Г. Хозяинова даже получили в начале XIX века поощрительный отзыв от Российской академии художеств.
Благодаря среднему в Сибири положению на перекрестке путей сообщения и разнообразнейшей флоре и фауне бассейна Енисея, Красноярск был опорным пунктом многих научных экспедиций XVIII века.
В целом общий культурный уровень Красноярска того времени был невысоким. Начинания энтузиастов, как правило, глохли в маленьком уездном городке.
У горожан практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями: вырви днем открыто траву «волчий корень» — гром грянет, искупайся в рождественской проруби — будешь здоров и богат. Правда, религиозное чувство было развито слабо. Даже церковь могла превращаться в место, где пили вино и на кулаках сводили личные счеты...
Всех, кто бывал в Красноярске в XVIII веке, поражали гостеприимство и широкое хлебосольство жителей, их гордость, развитое чувство собственного достоинства, свободное, даже вольное обращение с местными властями. От других сибиряков они отличались особенной непокорностью и несдержанностью в гневе, а также неумеренным потреблением крепких напитков.
Одна из самых первых фотографий Красноярска
Знакомое место? Сейчас это Проспект Мира
Набережная Красноярска
Малый и большой город на гравюре А. Колпашникова (по зарисовкам 1730-х годов).
Памятник над могилой командора Резанова (до его разрушения)
|
Ключевые слова:
Красноярск , События и люди , ИсторияДругие материалы данного раздела:
- Елена Трубина: «Красноярск — крепкий купеческий город, изуродованный советским планированием» (11.11.2011)
- Как Екатерина Трубецкая стала первой декабристкой, приехавшей в Сибирь? (01.07.2011)
- МИЛЛИОНЫ РОВБЕЛЯ ВОПЛОЩАЮТСЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЕТСКОГО САДА (22.06.2011)
- Обнаружены доказательства фальсификации русской истории (09.03.2011)
- Галина Бугаева: «Музейщики — последние святые на Руси» (18.10.2010)
Комментарии:
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи