Стартовая // Статьи / Интервью
Эдхам Акбулатов: «Застройка должна стать комплексной»
07.08.2013Красноярск – динамично развивающийся город Сибири. Ежегодно строители вводят в краевом центре 700-800 тыс. кв. метров жилья. В перспективе – выход на миллион и более. Накануне Дня строителя «Проекты Красноярья» пообщались с главой Красноярска Эдхамом Акбулатовым и узнали, как обстоят дела с решением градостроительных головоломок.
– Времена хаотичной застройки города уходят в прошлое. Комплексный подход к освоению городского пространства – современный тренд. Эдхам Шукриевич, а все ли у нас есть для того, чтобы идти по этому пути, и как данный механизм реализуется в Красноярске?
– У нас назрела необходимость принятия целого ряда новых нормативных актов, которые должны упорядочить процесс комплексной застройки и процесс развития застроенных территорий. Комплексный подход подразумевает совместную работу всех участников строительного процесса. Поэтому нам необходимо выстроить диалог, согласовывая планы компаний-застройщиков с планами города по формированию городской инфраструктуры.
Должен отметить, что Красноярск обладает некоторыми нюансами, которые накладывают отпечаток на комплексный подход. Один из них заключается в том, что свободные территории для комплексной застройки в городе исчезли. В результате мы вынуждены действовать либо в рамках уже сформированных районов, либо на территориях, которые заняты ветхим жильем или нежилыми объектами.
Например, Николаевка – огромный жилой массив, который должен стать другим – современным жилым районом, сформированным как раз на комплексной основе. Иными словами, в новой Николаевке должны быть не только сплошные дома, но и дошкольные учреждения, школы, больницы, транспортная инфраструктура. При этом район необходимо обеспечить теплом, электричеством, водой, системой водоотведения, построить ливневую канализацию, благоустроить территорию и так далее.
Развитие застроенных территорий – это не только Николаевка, но и юго-западное направление правобережья, жилой район «Мичуринский» и многие другие. Давно назрел вопрос выноса нефтебазы за пределы города и редевелопмента территории, которая занята ею. Освоение застроенных территорий должно быть в канве генерального плана города. У Красноярска есть генплан, но он нуждается в корректировке, потому что этот документ не дает ответов на основные вопросы. Мало нарисовать на горизонте светлое будущее, нужно иметь четкое представление, как достичь этой цели.
– И в связи с необходимостью разработки нового генплана возникает другой вопрос, о профиле Красноярска. Городом чего мы будем – промышленности, науки, развлечений?
– Почти 30% территории Красноярска занято промышленными территориями. Практика и анализ современных городов развитых стран показывает, что такого количества промзон для нормального обеспечения города численностью, как у нас, и с таким же, как у нас, профилем не требуется. А Красноярск, как известно, имеет профиль промышленного города. Это его основное предназначение. Но современный промгород может и должен быть удобным и безопасным для жизни.
Главное – понять, каким будет профиль производств. Определиться с этим как раз и должен помочь новый генплан. В отличие от предыдущего периода, когда упор делали на строительство жилья, развитие новых микрорайонов, проектирование новых жилых зон, сейчас без ответа на вопрос – а что будет с рабочими местами – мы не сможем проектировать город, устанавливать параметры его градостроительного развития. Производства в городе должны быть современными, экологически безопасными, высокотехнологичными.
– Вы говорили, что город остро нуждается не только в новом генплане, но и в новых Правилах землепользования и застройки. Какой основной принцип будет в основе этого документа?
– Правила унифицированы для всей территории города. Хотя очевидно, что использовать одни и те же рамки для застройки исторической части города и промышленной зоны неприемлемо. Например, в центре города должны применяться требования, направленные на сохранение исторической идентичности тех или иных участков городской территории. Возможно, Правила должны включать требования не только к этажности здания и его функциональному предназначению, но и к внешнему облику, чтобы новое здание гармонировало с фасадами соседних зданий. Мы приходим к пониманию, что Правила будут свои для каждого района города.
– Вероятно, когда будет ясность по генплану и ПЗЗ, то и центр города наконец-то перестанет нести на себе функции и исторического ядра, и деловой, и общественной зоны, и быть основным транспортным узлом для транзита автомобилей. Эта миссия ляжет на Взлетку, как и предполагалось ранее?
– Сейчас мы работаем над концепцией нового общественно-делового центра. Парк 400-летия Красноярска, который предполагается здесь обустроить, должен объединить вокруг себя все остальные элементы проекта, в том числе его деловой компонент. Такой район должен жить 24 часа в сутки. Городского пространства недостаточно, поэтому его нужно использовать максимально эффективно, и новые районы планировать так, чтобы они были востребованы круглосуточно. Чтобы и после окончания рабочего дня жизнь в деловом центре не замирала.
Лет 15 назад я был в Лос-Анджелесе. В выходной день довелось оказаться в центре этого города, где я не увидел ни одной живой души. Это пример того, как нельзя проектировать деловой центр. Специалисты уже работают над проектом планировки центра. Постараемся в этом году его представить общественности на обсуждение и в этом же году утвердить, что позволит объявить конкурс на площадку, которая сейчас занята руинами несостоявшегося крайкома партии.
– Качество строительства – еще один животрепещущий вопрос. От новоселов поступает немало нареканий. Почему поток жалоб усилился, и есть ли какой-то метод борьбы с этой негативной тенденцией?
– Сейчас на строительном рынке Красноярска присутствует большое количество неквалифицированных организаций. К тому же мы теряем технологии, специалистов, требования... Что касается объектов, которые строятся за счет бюджета, то здесь я возлагаю большие надежды на Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе, который вступит в силу с 2014 года и который позволит предъявлять квалификационные требования к организациям при отборе подрядчиков на выполнение муниципального заказа. Это необходимая мера. Нужно избавляться от ложного представления о рыночной экономике как об экономике вседозволенности, когда любой, кто имеет кошелек денег, может строить, например, дома.
Тот, кто хочет заниматься строительством, должен вначале доказать свою профпригодность, готовность к работе. Мы будем настаивать на жестких квалификационных требованиях, чтобы в городе работали авторитетные компании с репутацией честных и ответственных исполнителей. Так что, думаю, строительный рынок претерпит серьезные изменения.
– А что-то изменится в ближайшем будущем в вопросе ограниченности сетей ресурсоснабжающих организаций? Эксперты считают, что проблемы в этой области – один из факторов, сдерживающих темпы строительства. Как власти решают этот вопрос?
– Ресурсов в Красноярске, в принципе, достаточно. Например, мощностей водозаборов хватает, чтобы обеспечить водой новые территории города. Есть электричество, есть тепло. Кстати, многие теплоснабжающие организации недозагружены. Проблема в том, что не развито сетевое хозяйство. Ресурсы, которых хватает для развития города, необходимо подать потребителю, проложив коммуникации, построив подстанции. Проблемы ресурсоснабжающих организаций напрямую связаны с проблемами сетевых организаций, которые обеспечивают транзит и подачу ресурсов потребителю. Сейчас разрабатывается комплексная схема развития инженерной инфраструктуры города. Подразумевается развитие сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
Думаю, что реализация мероприятий программы позволит продолжать осваивать город теми же темпами, которыми Красноярск застраивается сейчас, – 700-800 тыс. кв. метров жилья, в перспективе выйти на 1 млн. кв. метров жилья в год.
– Может быть, в поиске решений градостроительных вопросов Красноярска стоит взять за ориентир какой-то город?
– Каждый город уникален, и у каждого есть какие-то интересные наработки и идеи. Нам, в первую очередь, интересны, конечно же, сибирские города. Например, Томск, где есть большой опыт в части сохранения исторического наследия деревянного зодчества. Другой пример – Новосибирск – динамично развивающийся город, который внедряет новые подходы в освоении застроенных городских территорий. Города Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов тоже могут быть отличным примером. В 1980-е годы в Калуге очень внимательно следили за внешним обликом города.
Думаю, если совместить опыт Калуги и современный опыт Казани, то можно было бы сделать много интересных и полезных выводов в части того, как нужно выстроить застройку города, чтобы она была грамотной и уважительной по отношению к жителям.
Из зарубежных наиболее интересен опыт североамериканских городов. У них можно было бы перенять опыт работы строительного комплекса в условиях, близких к сибирским. Но и на красноярской земле есть немало интересных идей, которые заслуживают внимания. Неспроста в последнее время мы активно обсуждаем не только с профессиональным сообществом, но и с общественностью города градостроительное будущее краевого центра.
У Красноярска огромный потенциал, который просто нужно грамотно и очень бережно использовать. Уверен, что, как раз объединив наши идеи и силы, мы сможем добиться хорошего результата!
Беседовала Власта Винская,
| ||
|
Другие материалы данного раздела:
- Длинные деньги – доступная ипотека (28.08.2013)
- Дежурный по Красноярску Эдхам Акбулатов: «Давайте проявлять инициативу» (29.07.2013)
- Найди себя на карте (03.07.2013)
- Красноярск глазами горожан (13.06.2013)
- Дежурный по Красноярску Олег Гончеров: Ремонт, вода и коммунальные трубы (07.06.2013)
Комментарии:
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи