В прошлом году на дорогах Красноярского края появились пять трассовых пунктов оказания экстренной медицинской помощи. Места выбирались не абы как — пункты встали там, где за последние несколько лет наблюдалась самая высокая аварийность. Итоги работы пунктов с начала 2011 года медиков воодушевили — количество смертей в результате ДТП уменьшилось, а качество и скорость оказываемой помощи существенно возросли.
Необходимость
В 2009 году ГИБДД предоставила региональному министерству здравоохранения данные по аварийности на трассах края. Анализ проводился исходя из статистики с 2005 по 2008 годы. В результате на самых опасных участках было решено установить пять трассовых пунктов экстренной медпомощи: всего за три месяца с начала прошлого года они появились в Енисейском, Балахтинском, Козульском, Емельяновском и Манском районах. На все про все власти потратили более 11 млн. рублей. В эту сумму вошла и покупка пяти санитарных автомобилей.
— Мысли поставить пункты раньше, конечно, были, — рассказывает заместитель директора по медицинской части территориального центра медицины катастроф Александр Казеев. — Тем более это проект не новый. У нас в стране на территории некоторых субъектов они уже есть, так что это не ноу-хау.
Однако ж подобные пункты стали
— Теперь люди не ожидают приезда скорой помощи из близлежащего населенного пункта, — говорит Казеев. — Ведь скорая в этих населенных пунктах, по большому счету, не обслуживает трассу, она обслуживает населенный пункт, где есть роженицы, где есть больные в тяжелом состоянии. И когда происходят ДТП, скорая не всегда свободна.
Детали работы
На данный момент трассовые пункты оказывают круглосуточную медицинскую помощь
— Фельдшеры работают, как правило, сутки через трое, — говорит о графике Казеев. — Персонал из медицинских учреждений, находящихся в близлежащих населенных пунктах.
Раз месяц специальная бригада объезжает трассовые пункты, дабы пополнить запас медикаментов и расходных материалов. Помимо этого, в пункты частенько приезжают с проверкой.
— Очень отрадно, что есть люди, болеющие душой за общее дело, которые думают не только о том, как отработать свою смену, но и как организовать работу менее опытных товарищей, помочь им непосредственно на месте, поддержать в сложной ситуации, — радуется Борис Немик, заместитель министра здравоохранения края.
Схема работы медиков проста: в течение двух минут после получения сигнала о ДТП они обязаны выехать на место. Добраться они обязаны максимум за 20 минут, но по статистике получается не больше 15 минут, говорит Казеев. «Тем самым соблюдается правило „золотого часа“ доставки пострадавших в лечебные учреждения для оказания специализированной помощи», — подчеркивает Немик.
С начала года по 1 мая в присутствии врачей трассовых пунктов зарегистрировано только два летальных случая.
— Это не клиника новых технологий, которая изобретает тот или иной способ лечения заболеваний, — говорит Казеев. — Для нас революционная составляющая — приближение медицинской помощи к месту ДТП, к месту пострадавшего. Здесь вот что еще важно — теперь мы везем человека в специальной машине. Раньше зачастую участники дорожного движения сами доставляли пострадавших в ДТП в больницы. И действовали они из благих намерений. Но ведь они не могли обеспечить правильную транспортировку, правильную мобилизацию, что приводило к осложнениям.
Сотрудники трассовых пунктов выполняют функцию не только оперативных дорожных лекарей. Количество самостоятельно обратившихся за помощью людей из близлежащих населенных пунктов также велико. Чаще всего докторам приходится сталкиваться с сердечнососудистыми заболеваниями, травмами, укусами и ожогами. Не нарадуются новым пунктам и в ГИБДД.
— По нашей информации, трассовые пункты довольно востребованы, — говорит старший инспектор по пропаганде ГИБДД Красноярска Галина Круглова. — Буквально пару дней назад через Красноярск проезжали участники автопробега «Убитые дороги», которые двигаются от Владивостока до Калининграда. Его участники отметили, что нигде на востоке подобные пункты не видели. Кстати, очень важно, что там работают фельдшеры из районов, у которых огромный опыт — они зачастую оказывают помощь даже лучше врачей узких специализаций.
Если говорить о результатах, то, к примеру, в Енисейском районе количество транспортированных санитарным транспортом в медицинские учреждения пациентов увеличилось вдвое,
— Создание трассовой медицинской службы в Красноярском крае приблизило экстренную медицинскую помощь непосредственно к месту события, сократив время приезда бригады скорой медицинской помощи к пострадавшим, позволило получить всем участникам дорожного движения медицинскую помощь в пути следования, — подводит итог Немик.
Появятся ли на трассах края дополнительные пункты, зависит от статистики по ДТП. Если данные за очередной период покажут, что цифры на том или ином участке изменились в худшую сторону, то, возможно, полагает Александр Казеев, и там будут созданы точки для оказания экстренной медпомощи.
Александр Зотов,