-
Продается 1-комнатная квартира в центре Сосновоборска. 33 кв.м/16 кв.м/11 кв.м. Теплая, светлая, с большой кухней и шикарным видом на центральную часть города, дом кирпичный, окна ПВХ, санузел совмещенный большой, эл. плита, домофон, рядом магазин "Командор", парковка, во дворе детская площадка.Цена: 1300000
т. 8 902 927 8640 Елена -
Продам 2х комн. улучш. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ 32 8/9П 43/26/7 лоджия застеклена, ухоженная, чистая, 1 окно ПВХ, остается кух. гарнитур, плита,холодильник. Цена 2100тр.Цена: 2100000
2-313-992 Людмила
Стартовая // Статьи / Свой взгляд
Как вырастить талантливого ребенка, не испортив ему жизнь?
06.09.2011«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок», – писал Артур Шопенгауэр.
Почти каждый из нас проявлял в нежном возрасте те или иные способности. В моем детстве было принято обязательно отдавать детей в музыкальную школу с первого класса. Помню, как мама спросила меня: «Хочешь играть на пианино?» Вспомнив яркие музыкальные занятия в детском саду, я радостно закивала. А на первом прослушивании педагог сказала, что у меня слуха нет, но «ребенка обижать не будем, поэтому возьмем».
Через год выяснилось, что слух у меня абсолютный, а дружба с пианино, хоровым пением и вокалом прошла через всю мою юность. Задатки у детей не всегда можно распознать легко и сразу. Как подчеркивает психолог центра «Сознание» Людмила Скакун, увидеть, услышать способности – это уже половина успеха. Задача номер два – поддержать талант, поместить его в правильную среду.
Таланту надо помогать
По мнению психолога, одаренность – явление сложное. Талант рано проявляется, но также легко исчезает. Или вдруг открывается в зрелости. Здесь важны социальные условия. Без них способности могут и не проявиться. Чтобы вырастить художника, нужно дать малышу карандаш в руки и купить красивый альбом репродукций. Так случилось в судьбе известного красноярского художника Константина Войнова, который родился в сельской глубинке. Случайно мальчику попался в руки такой альбом. Он стал с упоением рисовать, желая связать жизнь с искусством. Эта история со счастливым финалом. Но часто ведь бывает иначе.
Поддержка одаренных детей – приоритет краевой политики в области детства. Серьезные бюджетные средства направлены на развитие способностей у юных гениев. Интерес к одаренным детям возник в нашем обществе неслучайно: это будущая интеллектуальная и творческая элита, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития региона и страны. Взрастить элиту непросто. Поэтому в медиапространстве развернулось обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей, с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем гениальности.
Людмила Скакун отмечает: «Наша задача – обеспечить благополучие общества. Ведь одаренный ребенок обладает завышенным потенциалом, высоким уровнем активности, потребности в бурной деятельности. Если данный потенциал не задействовать, он может реализоваться в асоциальных формах». Педагоги, сфера образования, система поддержки одаренных детей должны прийти на помощь родителям и направить талант к успешной реализации. Тем более что сегодня есть куда приложить силы.
Вот яркий пример. Вакиль Тахавеев родился и обучался в деревне Икшурма Пировского района Красноярского края. После окончания девяти классов продолжил учебу в школе-интернате для интеллектуально одаренных учащихся «Школа космонавтики», где активно участвовал в конкурсах, проектах и олимпиадах федерального и регионального уровней. Стал победителем регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии, победителем Всесибирской олимпиады по биологии (Новосибирского государственного университета), победителем Всероссийской олимпиады школьников по биологии «Покори Воробьевы горы», призером Санкт-Петербургской олимпиады точных наук по математике.
Став победителем конкурса среди старшеклассников Сибирского федерального округа, представлял Россию на саммите «Юношеская восьмерка» в Канаде. В настоящее время Вакиль учится на факультете биоинженерии и биоинформатики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и планирует в дальнейшем заниматься инновационными разработками в области биологии.
Нынешним летом одаренные дети края провели каникулы в специальных сменах на базе краевых и муниципальных лагерей. С детьми занимались не просто воспитатели, а кандидаты наук, профессора из-за рубежа, видные ученые, деятели искусств.
Вместе с тем проблема выявления одаренности и поддержки талантливых детей еще не полностью решена в крае. Вчера губернатор Лев Кузнецов провел совещание, посвященное этой теме, отметив, что в регионе четко не прописана вся вертикаль образовательных учреждений в сфере культуры и дети просто не знают, что кроме школ искусств и клубов есть как средние, так и высшие учебные заведения, в которых талант можно превратить в профессию. Кроме того, губернатор указал на недостаточную работу с родителями вундеркиндов: часто именно их поддержка становится «движущей силой» в развитии таланта ребенка. По поручению главы региона обозначенным направлениям в ближайшее время будет уделяться особое внимание.
Не торопитесь жить
Психологи различают академическую (хорошая обучаемость по разным направлениям) и специальную (узкую) одаренность. Процессом рождения и становления таланта можно и нужно управлять. Желая докопаться до истины, важно постараться не зарыть талант в землю. Цель учителя и родителя – развивать и понимать склонности ребенка для его блага.
Между тем у взрослых часто на первый план выходит именно родительский престиж: «Я хочу стать мамой чемпиона!» Опасны стремления родителей перевести свое чадо на ступень выше – скажем, из первого сразу в третий класс. Сложность феномена одаренности в том, что он рука об руку шагает с проблемами социализации и адекватного включения ребенка в коллектив сверстников.
Большинство современных родителей увлечены теориями раннего развития ребенка. Книжки о том, как вырастить гения, мамы читают уже во время беременности. Очень популярна сегодня методика Монтессори. В каждом частном садике есть кабинет с умными игрушками, позволяющими малышу активно развиваться. Есть понятие «сензитивного периода», когда отдельные задатки могут максимально развиться в определенном возрасте. Но та же Мария Монтессори писала, что ребенок до трех лет настолько ментально отличается от взрослого, что попытки воздействия на малыша бесперспективны.
Зачастую мы бежим впереди паровоза, забываем о законах природы, биологической сущности. Специалисты утверждают, что опережающее развитие в дошкольном детстве, возникающее в результате педагогического воздействия или неравномерности развития психических функций, может в процессе роста ребенка вызывать спонтанную компенсацию.
В результате с возрастом особые возможности ребенка перестают быть заметными. Был талант – и нет его. В жизненной практике это воспринимается как «исчезновение одаренности» под негативным влиянием школьного обучения, которое как бы нивелирует уникальность ребенка. Прежде чем обвинять школу, которая зарыла талант под тяжестью домашних заданий, проанализируйте свои завышенные ожидания.
Кстати, ожидание высоких результатов от ребенка, имеющего высокую обучаемость – высокий объем памяти, высокую скорость переработки информации, – часто приводит к искусственной провокации раннего развития. Психолог Мария Богоявленская пишет в своей работе, посвященной проблемам одаренного ребенка, что существуют и активно пропагандируются техники, с помощью которых можно, например, формировать математические представления у полуторамесячных детей. Цель авторов этих техник – научить семилетку решать задачи из программы по математике для учащихся седьмого класса.
Но зачем нам нужны «мыслители в пеленках»? Так ли безобидна провокация раннего развития для психического и физического здоровья ребенка? Лучшее занятие для дошколенка – игра. Упор на интеллектуальное развитие в раннем возрасте ущемляет развитие эмоциональной сферы ребенка. Он может замкнуться в своем мире, перестать общаться, что в будущем грозит обернуться социопатией и искусственно выращенным аутизмом.
Любопытна взаимосвязь одаренности и академической неуспешности. Если у способного ребенка возникают трудности при письме и грамоте, он не может написать контрольную, ответить на вопрос, одаренность таких детей квалифицируется педагогами как отставание в развитии. Если не обратиться к специалисту, то ребенка могут перевести в коррекционную школу.
Кстати, ученые выделяют понятие ложной одаренности: феноменальные способности ребенка могут носить механический характер. Например, калькуляторный счет в возрасте семи лет, запоминание большого объема информации. При этом первоклассник не может понять ни смысл запоминаемого, ни передать эмоционально содержание прочитанного. Они сигнализируют о том, что развитие нуждается в коррекции. Такой дар исчезает с возрастом, а побочные эффекты негармоничного развития остаются.
Итак, разговор о талантах снова и снова возвращается к вопросу формирования полноценной личности с полным набором способностей – эмоциональных, интеллектуальных, художественных и социальных.
|
Другие материалы данного раздела:
- Михаил Соломатин: Где взять оппозицию? (30.09.2011)
- «Война ещё не начиналась» (21.09.2011)
- «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует» (13.09.2011)
- Царство простака (07.09.2011)
- Давай закурим (17.08.2011)
Комментарии:
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи