«Структуру служб скорой помощи нужно передавать на федеральный уровень. Это национальная безопасность страны, а не Подольска или Мытищ», – заявляет президент Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи, заслуженный деятель науки, врач Аркадий Верткин. По его данным, соответствующие изменения в законодательстве страны уже готовятся.
В контрольном ведомстве отмечают, что чиновники, ответственные за организацию работы скорой медицинской помощи (СМП), далеко не всегда обеспечивают нормальное существование и функционирование этой службы. Более того, в некоторых районах местная власть вообще отказывается от создания станций СМП.
Генпрокуратура напоминает, что в соответствии с основами законодательства России об охране здоровья скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). СМП осуществляется безотлагательно и бесплатно независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности.
Особое значение службы скорой помощи приобретают в настоящее время, так как только бригады СМП способны спасти человека в селах, где закрываются фельдшерские пункты и небольшие больницы.
В интервью газете ВЗГЛЯД Аркадий Верткин рассказал о проблемах, стоящих перед службой скорой медицинской помощи (СМП), и заявил, что решить их можно, только передав эту часть системы здравоохранения на федеральный уровень.
ВЗГЛЯД: Аркадий Львович, каковы, на ваш взгляд, главные проблемы службы скорой медицинской помощи в России?
Аркадий Верткин: Ситуация предельно проста. В нашей стране очень много больных людей, и традиционно сложилось так, что когда люди заболевают, они набирают по телефону цифры 03. При этом граждане имеют возможность бесплатно, доступно, в любое время дня и ночи вызвать врача домой. Такой системы нет нигде в мире.
С учетом того, что у нас очень много пожилых людей, которым затруднительно в силу своего физического состояния ходить в поликлинику, это практически для многих единственный выход из положения. Я уж не говорю о местах, где вообще скорая медицинская помощь заменяет всю медицину.
Вторая сторона – скорую вызывают также люди, которые больны не острыми заболеваниями. Например, те, у кого обострение хронических заболеваний. То есть те, кто мог бы получить помощь в поликлинике. Отказать в выезде по вызову скорая помощь не может. Все это вынуждает ее работать с избыточной нагрузкой, то есть выполнять не свойственные ей выезды. Эту избыточную нагрузку надо уменьшить, чтобы люди лечились в поликлиниках.
Но для этого требуются кадры, знания, оборудование, автомашины и так далее. Такая работа сейчас начата в Москве.ВЗГЛЯД: Давайте начнем с кадров.
А.В.: Пациент при вызове скорой надеется, что к нему приедет врач. К сожалению, наша скорая помощь по разным причинам в большинстве городов и сел фельдшерская. Фельдшер – это совершенно другая профессия в медицине. Она очень важная, очень нужная, но это помощник, а не врач. Поэтому здесь встает проблема подготовки врачей для СМП.
Это одна из кардинальных проблем нашего здравоохранения. Сейчас СМП находится в положении, которое отличается от всех медицинских служб России.
ВЗГЛЯД: В чем состоят отличия?
А.В.: В медицинских вузах студенты проходят всевозможные дисциплины, но такой дисциплины, как скорая медицинская помощь, в медицинских университетах повсеместно нет. Это означает, что студент, получая знания по каким-то предметам, может решить, что он станет, допустим, хирургом, гинекологом, окулистом. Но если нет предмета «скорая медицинская помощь», откуда у человека появится идея стать врачом СМП?
В России повсеместно отсутствует додипломное образование по специальности «скорая медицинская помощь» – это первая проблема подготовки врачей для СМП. А ведь эта профессия – самая массовая и самая востребованная. В любой срочной ситуации – авиакатастрофа, инфаркт, инсульт или просто понос – первой приезжает скорая помощь.
Значит, с ней должны приехать люди, которые в условиях дефицита времени, в условиях работы с людьми разных возрастов, в условиях разных болезней сумеют быстро разобраться в ситуации. Но для этого нужен подготовленный человек. Для этого нужна последипломная подготовка врача скорой – это вторая очень важная проблема. И здесь тоже есть свои перспективы для улучшения. В частности, нужен единый образовательный стандарт последипломной подготовки для врача скорой помощи, чтобы его могли одинаково готовить и в Петрозаводске, и в Петербурге, и в Москве, и в Подольске.
ВЗГЛЯД: Что вы можете сказать об оборудовании?
А.В.: По национальному проекту «Здоровье» раздел скорой помощи был представлен одним обстоятельством – массово заменяли автомобильный парк. Новые машины поступили в службы СПМ за счет федеральных средств. Это была акция государства в надежде на то, что за этим последуют муниципальные шаги по улучшению работы скорой помощи. Но ничего подобного нет. Поэтому проблема оборудования автомобилей, как и сами автомобили, – это вопрос сегодняшнего дня.
ВЗГЛЯД: Кто сейчас отвечает за финансирование служб скорой медицинской помощи?
А.В.: Единой системы СМП в стране нет. В настоящее время служба скорой медицинской помощи – муниципальная. Поэтому здесь ее финансирование зависит от того, как муниципалитет смотрит на СМП. В Москве мы наблюдаем избыток внимания – здесь и зарплата значительно больше, чем в России – мэр дает прибавку, строятся новые подстанции, врачи скорой помощи ходят в соответствующей одежде. В других городах это не так. Скорая помощь – это национальная безопасность страны. Значит, работникам этой структуры нужно создать условия по всему фронту, не только в области образования. Я говорю и об одежде, и о зданиях, и о машинах, и о рабочем дне. Нельзя забывать и о заработной плате.ВЗГЛЯД: Как же эти проблемы можно решить?
А.В.: Структуру служб скорой помощи нужно передавать на федеральный уровень. Это национальная безопасность страны, а не Подольска, Мытищ и так далее. Она должна иметь соответствующий бюджет, оборудование и персонал. Почему противотуберкулезная служба является федеральной, а такой важнейший аспект, как скорая, не является? Это неправильно. К счастью, сейчас в стране разрабатываются новые законы, и, скорее всего, скорая помощь должна стать федеральной.
Есть еще одна проблема в работе скорой помощи – я говорю об ответственности граждан. Население должно с уважением относиться к скорой медицинской помощи. Я имею в виду и отношение водителей на дорогах, и ложные вызовы.
Фото: ИТАР-ТАССТекст: Константин Кобяков