В красноярском СИЗО уже несколько месяцев держат под стражей бывшего участкового одной из деревень Балахтинского района. По версии следствия, Александр Архангельский жестоко избил местного жителя, из-за чего тот скончался. У адвоката подсудимого на этот счет свое мнение: с ноября никаких следственных действий по отношению к Архангельскому не предпринимается, ему только без конца продлевают срок содержания. Вероятно, из страха, что доказательства обвинения могут рассыпаться, как карточный домик.
Под стражей
Свидетели происшествия говорят адвокату одно, следователям другое. Бил или не бил Архангельский Валерия Лопушова, и что вообще произошло 9 сентября 2010 года в поселке Черемушки Балахтинского района, разобраться трудно, уверяет адвокат Красноярской краевой коллегии адвокатов Ирина Меньшенина. Материалы дела ей никто не показывает, очную ставку с подсудимым и свидетелями сотрудники межрайонного следственного отдела проводить отказываются.
- Я вступила в дело 25 ноября 2010 года, и с тех пор ни разу моего подзащитного даже не допрашивали, - рассказывает Меньшенина. - Единственное для чего меня без конца вызывают в суд - для продления срока содержания под стражей. Это настоящая волокита, а не следствие.
Архангельскому даже не предъявили окончательно обвинение. Изначально он проходит по части 4 статьи 111 УК - «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Якобы участковый избил Лопушова во время допроса, из-за чего тот скончался. Об этом, по версии следствия, имеются свидетельские показания, но когда адвокат начала разбираться в деле самостоятельно, картина предстала совсем в другом свете.
- Петр Соболь и Сергей Шульга - главные свидетели происшествия, - говорит Ирина Меньшенина. - Когда с ними разговаривала я, они уверяли, что никто на их глазах Лопушова не бил, а против Архангельского ничего плохого они сказать не могут. Более того, ни разу следствие не допрашивало их трезвыми, под какими словами они подписывались, тоже не знают.
Все эти разговоры у Меньшениной зафиксированы: разговор со свидетелями она записывала на диктофон и видеокамеру. Чтобы проверить, кому же свидетели врут, адвокат ходатайствовала об организации очных ставок с обвиняемым, а также о проведении психофизиологической экспертизы. И в том и в другом защитнице было отказано.
Убит за водку
Деревня Черемушки - место, вполне попадающее под определение «глубинка». Работы - мало, пьющих - много. 9 сентября двое местных - Петр Соболь и Сергей Шульга залезли в деревенский магазин и унесли часть продуктов. И несколько бутылок горячительного, которое этим же вечером благополучно распили вместе с приятелем - Валерием Лопушовым. На следующий день приехал участковый - Александр Архангельский - и всех троих отвез на берег реки для допроса. По версии следствия, допрос заключался в избиениях подозреваемых. Причем всех троих, но Лопушову досталось больше всех. По актам медицинского исследования на теле обнаружены: тупая закрытая травма груди, переломы ребер, перелом челюсти, которые привели к большой потери крови.
По словам самого Архангельского, никого он не избивал (и это подтверждают Шульга с Соболем в разговоре с Меньшениной) и после разговора отправил всех троих пешком домой. Трезветь, так как вся троица была настолько пьяна, что путевых показаний получить от них не получилось. Но дошли не все, Лопушова на утро обнаружили мертвым у дороги. А 1 октября следователи задержали участкового.
Топтаться на месте
Сейчас Архангельский сидит в Красноярском СИЗО. Кто прав, кто виноват, судить не беремся. Но сомнительно, почему следствие без конца продлевает срок заключения подозреваемого - якобы для проведения следственных действий (каждый раз одних и тех же). Но никаких следственных действий за это время проведено не было. У нас на руках оказалась целая стопка кассационных жалоб на Балахтинский межрайонный отдел главного следственного управления следственного комитета РФ, поданных в разное время. Пока реакции не последовало.
- Мы решили привлекать общественность, я написала обращение к депутатам ЗС, - говорит Меньшенина. - Потому что такого бардака я не видела давно. Суд же явно благосклонно относится к стороне обвинения, мои жалобы отклоняются. По делу происходит подгонка доказательств под конкретное лицо, идет давление на свидетелей.
По словам адвоката, причина такого поведения очевидна - гораздо проще обвинить участкового, тем более сейчас, когда обвинять сотрудников органов внутренних дел стало модно. Рассмотреть другие варианты и попробовать найти новых свидетелей, выяснить подробнее обстоятельства смерти Лопушова никто даже не пытается.
Анна Корнеева,