-
2-комн., 9/9п, Воронова, площ. 54/30/9 кв.м., балкон застеклен, с/у раздельный, хорошее состояние, ремонт в подъезде, телефон, домофон. Удобное расположение дома – школы, д/сады, супермаркеты, остановка транспорта.Цена: 2350
288-64-58, 8-960-760-3611 Светлана Валерьевна -
кв 3 ком-77 м. 1/10п. черновая. под нежилое. линейная 88 , сдан. плюс смежная 1 к кв 42м. цена за обе 6500 т. рЦена: 6500
2-933-766 Катерина
Стартовая // Статьи / Интервью
Алексей Клешко: «Мы не конкуренты с частными фондами, скорее — союзники»
23.10.2009 Общая сумма поддержки грантовых программ в крае в 2009 году перевалит за 100 миллионов рублей. Соответствующий закон реализуется у нас с 2005 года. Многим, однако, до сих пор не совсем понятно, что такое гранты, на каких условиях они выделяются и кто конкретно определяет — кому давать, а кому нет. «ВК» поговорил об этом с автором закона о грантовой поддержке — вице-спикером Законодательного собрания края Алексеем Клешко.
Европейское признание
- Сегодня грантами называют многие формы поддержки разного рода проектов, в том числе реализуемые частными структурами. Что понимают под этим законодатели, правительство края?
- Гранты — те же субсидии, но распределенные на конкурсной основе. Не по формулам, не волевыми решениями, а исключительно по конкурсу. В крае существуют разные виды грантов, и решают они разные задачи.
Я был разработчиком закона «О краевых социальных грантах», который работает с 2005 года. Сегодня он включен в библиотеку лучших практик развития гражданского общества в Российской Федерации, составленную Советом Европы. У меня в кабинете — соответствующий сертификат как подтверждение того, что был создан действительно независимый механизм конкурсного распределения средств на поддержку проектов, в первую очередь на поддержку самих гражданских инициатив. Теперь ежегодно в бюджете предусматриваются средства на реализацию закона. Тогда, в 2005 году и родилась первая грантовая программа.
- В чем ее суть?
- Называется она «Социальное партнерство во имя развития». Программа направлена на поддержку проектов, которые дают что-то принципиально новое для развития социальных отношений. В основе любого такого проекта гражданская инициатива. Существует несколько номинаций для соискателей. Например, в номинации «Красноярская идентичность» мы поддерживаем проекты, связанные с краеведением, поиском новых форм культурного освоения краевого пространства, изучением культуры края, патриотизмом. В номинации «Согласие» поддерживаем различные формы толерантности, межэтнического, межкультурного диалога. Номинация «Защищенное детство» посвящена гражданским инициативам, связанным с защитой прав детей, работой с детьми из группы риска. В номинации «Социальная поддержка» представляются и поддерживаются проекты общественных организаций, работающих с социально незащищенными слоями населения, инициирующих новые социальные практики. «Здоровая семья — здоровый край» говорит сама за себя: поддержка проектов, направленных на работу с семьей, пропаганду здорового образа жизни.
- Принимаются к рассмотрению, поддерживаются только глобальные проекты?
- Нет. В рамках этой же грантовой программы мы поддерживаем и локальные проекты. Например, уже много лет существует номинация «Студенческий дом» — проекты по самоорганизации студенческого сообщества, улучшению инфраструктуры студенческого общежития. То есть речь не идет о поддержке каких-то конференций, семинаров, а вот если ребята создают свой орган студенческого самоуправления, строят спортивную площадку около общежития — такие проекты могут быть поддержаны. Ключевое здесь, как и везде, впрочем, — самоорганизация людей.
Сейчас мы активно работаем над просветительскими проектами. Например, в прошлом году поддерживали такие в номинации «Красноярье — родина Сурикова», в нынешнем — «Астафьевское наследие». Поддерживаем проекты, направленные на развитие волонтерства, библиотечные проекты — но не традиционные, а связанные с развитием новых форматов библиотек. Ну, например, «Сельская библиотека — центр общественной жизни села» — развитие на базе библиотеки клубных форм работы. Или «Детская библиотека — центр информации для детей и о детях». А в этом году поддержали номинацию «Я люблю русский язык».
Цена вопроса
- Вы перечислили номинации разного «калибра». Они как-то структурированы?
- Да, конечно. Есть три уровня грантов: общекраевые, территориальные и малые. Общекраевые предполагают участие в проектах представителей не менее половины муниципальных образований края. Территориальные — гранты на реализацию проектов на территории и в масштабах одного или нескольких муниципальных образований края. Малые гранты краткосрочны, сроки их реализации, как правило, не превышают двух месяцев.
- Суммами они, конечно, тоже различаются?
- В целом разброс от 20 до 800 тысяч рублей. Есть, например, волонтерские проекты, которые заявляют отдельные школы, — на их реализацию вполне достаточно 20 тысяч. Мы их поддерживаем, потому что здесь ведь дело не в «освоении средств», а в идее, в творчестве. В том и отличие программы, и секрет такой высокой оценки со стороны не только российских, но и международных экспертов. Разрабатывая закон, мы сразу учли такую специфическую вещь — разную степень готовности территорий края к реализации проектов. Для эффективной реализации нужно наработать культуру проектной деятельности, а она не создается на пустом месте, нужна интеллектуальная культура, необходим опыт. Такой опыт, безусловно, есть в Красноярске, Норильске, а в отдаленных территориях края его может и не быть.
- Вы обозначили минимальный и максимальный объемы выделяемых средств — как они различаются в зависимости от масштаба проекта?
- Общекраевые гранты — до 800 тысяч рублей, но жесткое условие, повторяю, участие в мероприятиях проекта представителей не менее 50 процентов муниципальных образований. То есть недостаточно назвать свое мероприятие краевым — нужно подтвердить, что в нем будут участвовать жители половины районов и городов края. Потому таких проектов у нас не так уж много.
Большая часть проектов масштаба территории или нескольких территорий. Мы разбили весь край на зоны, примерно пропорционально численности населения, и за этими группами территорий закрепили примерно равные суммы средств. Ну, вы понимаете: глупо соревноваться Большой Мурте с Красноярском. В результате такой работы выявились своего рода зоны активности. Они довольно интересно легли на карту края. Красноярск и Норильск — это ожидаемо, здесь ничего особенного нет. Активность обнаружилась в Игарке — в общем, тоже понятно в сегодняшних условиях. Приятные неожиданности — Абанский, Балахтинский районы.
Максимальный размер территориального гранта — 180 тысяч рублей, но в случае если партнером социального проекта является коммерческая организация и вкладывает не менее 30 процентов от его общей стоимости, бюджетная часть может быть увеличена до 200 тысяч.
Предельная сумма малого гранта — 100 тысяч рублей.
Судьи кто?
- Кто и каким образом определяет, какой проект заслуживает поддержки?
- Существует грантовый совет, сформированный на паритетных началах губернатором и Законодательным собранием края. У него два сопредседателя: Евгений Яковлевич Васильев и я. Чиновников там не более трети, в основном в него входят авторитетные и уважаемые члены гражданского общества. Совет утверждает пул экспертов — сегодня над оценкой проектов работает более ста человек. Каждую заявку оценивают не менее трех экспертов. Если учесть, что нам представляют в год более семисот проектов, легко представить тот объем, который наши эксперты прочитывают и изучают. Это обеспечивает объективность оценок, предвзятость здесь исключена. Во всяком случае, ее опасность минимизирована.
- Как определить эффективность использования средств? Вы точно знаете, на что они потрачены?
- Мы можем твердо говорить, что именно сделано: мы постоянно мониторим реализацию всех проектов, которые поддерживаем. Нам важно, чтобы они не ограничивались временными рамками, отпущенными на освоение денег: потратили выделенное — и замерли. Нам важно, чтобы потом они развивались самостоятельно, уже без нашей поддержки.
Благое дело
- Расскажите подробнее о том, на что именно выделяются бюджетные деньги.
- Я могу об этом говорить долго. В Назарово замечательная женщина Людмила Артуровна Пешникова организовала в селе Красная Поляна Музей сибирской игрушки. Грант общественной организации «Наше наследие» мы выделили в 2007 году, а в феврале 2008-го музей уже открылся. Более 300 экспонатов различных жанров, разных этнических групп… С 2008 года на его базе проводится ежегодный «Парад сибирской игрушки», в котором участвуют мастера народных промыслов.
- Интересно, чем сибирская игрушка отличается от «несибирской»?
- Вопрос не ко мне и не по существу. Важно, что получился яркий, красивый, живой проект.
В 2008 году Новобирилюсская школа при нашей поддержке реализовала проект с теплым названием «Согреем ладони, разгладим морщины». Цель — избавить людей старшего возраста от одиночества, от недостатка внимания со стороны молодежи. Школьники благоустроили участки, прилегающие к домам социального назначения, построили летнюю беседку, стали проводить тематические вечера, фотовыставки, праздники для стариков и старушек, провели турнир по шашкам. А самим пожилым людям предложили провести для воспитанников реабилитационного центра для детей и подростков мастер-класс по рукоделию. Те, конечно, с удовольствием это сделали. Вроде скромно все, но в результате в селе появился клуб общения пожилых людей под названием «Золотой возраст». Пусть там восемь человек, но они социально адаптированы.
В поселке Нарва Манского района реализовали проект «Библиосад для дошколят». Мест в детских садах не хватает не только в городе — в селе тоже. В результате дети недополучают полезную информацию, мало знают сказок, стихов. Вот Нарвинская поселенческая библиотека и создала клуб «Лучик» для дошкольников, стали проводить развивающие игры, занятия. С 2006 года, когда проект получил поддержку, его посетили 40 ребятишек, в библиотеке появилась красивая детская мебель, развивающие книги, расширили помещение для игровых занятий.
- Мне кажется, ценность этих проектов не только в том, что они облегчают жизнь или делают ее разнообразней, но и в том, что они социализируют самих участников проектов.
- Конечно! Очень важно и то, что к их реализации привлекается со временем все большее количество людей и структур, первоначально никак не связанных с ними. Мы подсчитали: на каждый грантовый рубль, потраченный из бюджета края, примерно полтора рубля вкладывают уже сами участники проекта. Разными способами — либо в виде бескорыстного участия, либо привлекая спонсоров. Например, в нарвинском проекте партнерами выступили администрация сельского совета, ООО «Тайга» — Нарвинский лесозаготовительный участок. Люди, в том числе люди с достатком, хотят чувствовать свою причастность к изменению жизни в лучшую сторону.
В ЗАТО Солнечный работает школа для мамы — грант получила общественная организация с простым названием «Мама».
- Есть какие-то экзотические, необычные проекты?
- Смотря что считать экзотикой… В 2007 году Зеленогорская библиотека имени Маяковского при поддержке нашего гранта организовала театр книги «Жар-птица». Он объединил шесть детско-юношеских театральных студий, работавших в школах города, более 150 юных актеров. Отремонтировали подвал, построили сцену, зрительный зал, установили профессиональное освещение, пошили сценические костюмы. В первом же сезоне театр представил в репертуарном плане 11 спектаклей! Их посмотрели более 700… нет, скажу точно — в качестве иллюстрации к вопросу о мониторинге: спектакли увидели 733 зрителя, причем самому младшему два года, самому старшему — 84. Теперь этот проект развивается уже самостоятельно, без всякого нашего участия. В 2009 году они уже провели театральный фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Гоголя.
А вот, пожалуй, действительно экзотика: благодаря Игарскому музею вечной мерзлоты, единственному в России, с 2007 года у жителей Игарки появилась новая традиция — проводить обряды бракосочетания в этом музейном комплексе. Проект, который мы поддержали, назывался «Любовь и вечность». Это, конечно, неповторимо и действительно будет помниться вечно.
Есть что почитать
- Названные проекты, на которые выделялись гранты, имеют ярко выраженный благотворительный подтекст. Есть, очевидно, и другие?
- Есть гранты, с помощью которых мы решаем другие важные социальные задачи. На одном из заседаний краевого совета по информационной политике подняли вопрос о том, что нет механизмов, подталкивающих красноярские типографии и издателей к выпуску качественной литературы на местном материале. Мы приняли дополнение к закону «О социальных грантах» и создали еще одну грантовую программу под названием «Книжное Красноярье». Она реализуется с 2007 года. Мы поддерживаем различные издательские проекты. Подчеркну: цель программы — не поддержка писателей, а скорее упрощение механизма взаимодействия между писателем и издателем. Край не выступает в роли издателя — именно от издательских кругов мы принимаем заявки на проекты. И еще одна важная деталь: книги на сумму, которую выделяет краевой бюджет, передаются в библиотеки или образовательные учреждения края. Мы стараемся побудить издателей печатать больший тираж, чтобы часть его могла пойти в свободную продажу: когда мы рассказываем о таких издательских проектах, очень многие высказывают желание купить книги в личные библиотеки.
- Какие это проекты?
- В 2007 году мы поддержали, например, издание альбома-каталога «Наскальное искусство Среднего Енисея». Уникальное собрание эстампажей из коллекции Анненского, созданное по результатам краеведческой экспедиции по территории края.
Союз художников России обратился с предложением и выступил издателем альбома «Художники земли Красноярской». Фотоальбом был посвящен 160-летию Сурикова и фактически стал самой полной на сегодня энциклопедией красноярских художников.
- Художественное слово тоже поддерживаете?
- Конечно. В прошлом году издали книгу стихов поэта Анатолия Третьякова, замечательную книгу Анатолия Зябрева «Мальчишка с большим сердцем» — о мальчишке, попавшем в сталинские лагеря, о войне, становлении личности… Выпустили детскую книжку Елены Тимченко «Мерзлотка и ее друзья».
Немало проектов прикладного и краеведческого характера. Артур Миханев написал книжку — пособие туристам «Тебе с природой по пути», полную практических советов. Одно из красноярских издательств получило грант на издание двухтомника краеведа Ивана Потапова об истории Красноярска и Енисейской губернии «История в документах и фотографиях».
В рамках этой грантовой программы мы придумали серию из собраний музеев Красноярского края, вышло уже два замечательных издания.
- Есть немало частных структур, у которых тоже есть свои грантовые программы, — вы как-то взаимодействуете с ними?
- Мы не вмешиваемся в их деятельность — это принципиальная позиция. Если экспертно — например, у Фонда Прохорова хорошие грантовые программы, связанные с развитием культуры. Они носят менее общественный характер, чем наши, там экспертиза направлена больше на оценку качества собственно культурного творчества. До кризиса у РУСАЛа был целый ряд хороших грантовых программ. Например, «100 классных проектов» — программа, направленная на поддержку школьной общественной деятельности. Как я уже сказал, мы не вмешиваемся, каждый делает свое дело, но в рамках общественных форумов регулярно проводим встречи с нашими донорами-грантодателями, обмениваемся информацией о программах, чтобы элементарно не дублировать друг друга. Например, когда Фонд Прохорова открыл здесь библиотечную грантовую программу, мы подсократили объем нашей аналогичной программы и объявили просветительские номинации.
Мы не конкуренты с частными фондами, скорее — союзники. Наша задача — пробуждать в людях гражданственность через конкретную деятельность.
Автор: Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»
Источник:
|
Ключевые слова:
Интервью , ПроектыДругие материалы данного раздела:
- Михаил Тарковский: «Особенность русских, что стыдно за всё и за всех. Вот и горим...» (31.10.2011)
- Наталья Бурдюкова: «От галочки часто зависит очень много» (11.10.2011)
- Сергей Батурин: «К проблемам малочисленных народов нужен гибкий подход» (25.05.2011)
- «Единой системы в стране нет» (19.05.2011)
- АЭС должны уйти под землю (07.05.2011)
Комментарии:
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи