-
продам коттедж 300 кв, жил 200, 10 соток земли, баня 48 кв, 2 теплицы, эл. болер. 8 913 532 45 39 ВалерийЦена: 16000000
89135324539 Валерий -
2 комн, Покровский, 1/10п, п/е строителей, не сдавалась, новый дом! 15 т.р.+ком, торг! 2 комн, Гладкова, 1/9к, раздельные, су раздельный в кафеле, отличное состояние, телефон! НЕ СДАВАЛАСЬ! 15 000+ ком.. торг! РЕАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ!!!Цена: 15000
288-41-13 Татьяна
Стартовая // Статьи / Интервью
Константин Шумов: Жизнь на новый лад. После 2020 года…
04.08.2008Слово «агломерация» в последнее время все плотнее входит в оборот. Хотя от того, что его произносят часто, для многих смысл самого слова яснее не становится. Слишком масштабное понятие. О том, какую работу необходимо проделать и каких изменений в жизни ждать в связи с проектом «Красноярск-2020», наш разговор с главным архитектором края Константином Шумовым.
— Так что же такое агломерация?
— Если заглянуть в словарь иностранных слов, то агломерация означает "присоединение". Правда, в градостроительстве такого термина официально нет. Несмотря на то что он используется, хотя в несколько ином понимании. Поэтому не надо бояться этого слова в приложении к той большой теме, которой край начал заниматься. Посмотрите, за Уралом живет около двадцати миллионов человек, соответственно одной из задач национальной доктрины должно являться решение вопроса по созданию условий для работы и комфортного проживания граждан в зауральских территориях, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Учитывая, что рядом находится почти полуторамиллиардный Китай с быстрорастущей экономикой, то низкая плотность населения в Сибири и на Дальнем Востоке в определенном смысле является угрозой национальной безопасности России. Для того чтобы решить такую серьезную проблему, необходимо создать условия для качественной жизни наших граждан на родине с точки зрения работы, дохода, бытового комфорта. И в какой-то мере создать условия для привлечения сюда граждан, чтобы увеличить численность населения в сибирских и дальневосточных территориях. Решается это некоторыми программами социально-экономического развития регионов. Поэтому тема развития Красноярской агломерации — это ничто иное, как программа социально-экономического развития Красноярска и его окрестностей.
У нас должен производится продукт (продукт в философском смысле), который благодаря конкурентным преимуществам Красноярска и прилегающей к нему территории даст возможность создать оптимальные условия для проживающего здесь населения и для привлечения людей из других регионов и стран: хороших специалистов, молодых семей и так далее.
— Что это за продукт?
— На этот вопрос нам должны ответить экономисты. Собраться и серьезно рассмотреть проблему — в чем же, как губернатор правильно заметил, миссия Красноярска и Красноярского края в общественном разделении труда в рамках Сибирского федерального округа, в рамках азиатского субрегиона? Более того, в рамках всей Российской Федерации, а, может быть, и во всем мировом экономическом пространстве. Где то самое место, что позволит нам хорошо жить? Экономисты говорят, что слишком далеко ходить за ответом на этот вопрос не надо. Ведь тяжелое машиностроение, космическая индустрия — это традиционно было у нас. Та же гидроэнергетика для нас традиционна. Кроме того, на данный момент быстро развивается сырьевая экономика, что дает возможность жить и вкладывать средства в социальные программы или, например, в оборону благодаря росту цен на энергоносители и сырье. Но рано или поздно это закончится. Соответственно, задача экономистов – задуматься над тем, что мы должны развивать в постсырьевой период, который, по сути, наступает. Нужно именно сейчас и немедленно принимать решения. Естественно, огичен вопрос: а какое место Красноярский край и Красноярск может иметь в рамках тематики постсырьевой индустрии? На этот вопрос в первую очередь тоже ответят экономисты, а не архитекторы. Хотя я как архитектор говорю о том, что базисом для развития общества является экономическая составляющая.
— Каковы же задачи архитекторов в агломерационной теме?
— Напомню: после 1 января 2010 года нельзя будет выдавать разрешение на возведение любого объекта капитального строительства, если у муниципалитета нет генерального плана застройки. И никто не собирается пока эту норму отменять. Поэтому предпринята очень серьезная работа по территориальному планированию. Теперь же она носит более прикладной характер, потому что возникла тема Красноярской агломерации. Были определены границы Красноярской агломерации, причем, подчеркиваю, без изменения административно-территориальных границ. Кстати, в Красноярск не включается Березовский район (о возможности чего одно время шли разговоры).
— Давайте уточним круг территорий, которые войдут в агломерацию.
— Это Красноярск и его пригороды: Емельяновский, Березовский, Манский, Сухобузимский районы. Города Дивногорск и Сосновоборск.
— Сколько времени потребуется на получение документов территориального планирования агломерации?
— В этом году выделены первые деньги в размере 33 миллионов рублей в бюджете края для начала работы над документом территориального планирования Красноярской агломерации. Мы ожидаем к сентябрю 2009 года появления, условно говоря, ее генерального плана. Работа предстоит большая и серьезная – это, в первую очередь, проекция стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации на территорию этой агломерации. Ее картографическую подоснову. Безусловно, там существует масса внутренних задач и подзадач.
— Например…
— Например ,таких. Генеральный план Красноярска не обновлялся с 2001 года. Спустя 7 лет мы видим, что при оставшихся темпах и объемах жилищного строительства, городских площадок осталось на 5-7 лет. Значит, необходимо уже сейчас в градостроительную документацию вкладывать решения, которые позволят крупному жилому строительству выйти за пределы нынешней городской черты. При этом границы, как мы уже говорили, остаются территориально-административными границами. Однако необходимо следить, чтобы городские функции не выходили за пределы этих границ (хотя попытки возникают уже сейчас).
— Стало быть, с формированием агломерации изменится и сам жизненный уклад?
— В рамках агломерации уклад, конечно, поменяется. Есть такое понятие — загородный пояс расселения. С одной стороны, он решает тематику развития населенных пунктов в сельской местности с их местами приложения труда. С другой стороны, он должен быть оптимален с точки зрения исключения каких-то маятниковых миграций. Если люди живут в сельской местности, но не имеют места труда, то они вынуждены постоянно мигрировать (то есть каждый день выезжать на работу в город), как чаще всего и происходит. Значит, надо выравнивать эту ситуацию. Потому что это очень неудобно, это потеря времени, это некомфортно для конкретных граждан. При этом существуют проблемы с транспортом. А если мы создадим места приложения труда в самих поселках и городах, то тогда эту маятниковую миграцию исключим или минимизируем. Создадим более оптимальные условия для проживания в окрестностях Красноярска.
— В чем заключается агломерационный эффект?
— В создании оптимальных условий функционирования всего жизненного цикла. Сегодня мы видим, что он в большой степени не оптимален. Должны быть приняты такие экономические и планировочные решения, которые позволят сделать этот цикл оптимальным.
— В этом смысле место жительства имеет особенно важное значение. Просто с точки зрения географии…
— Вообще, будет проведена тотальная оценка территорий. С точки зрения природных, экологических факторов будут вычленены территории, на которых в принципе нельзя отводить участки под строительство жилья: зоны чрезвычайных ситуаций, подтопления, заболоченные местности, может быть, связанные с выходом радона — все это так называемые планировочные ограничения. Но не просто по географии и по климатологии, а еще и по оптимальным связям с местами приложения труда, например. Это серьезная планировочная, градостроительная работа. Создав базис, мы начинаем его распределять по территории исходя из планировочных ограничений и логики оптимального сочетания экономики и географии.
— А как же быть с теми поселками, которые уже сейчас начинают строиться? Вы уверены в том, что они попадут в «нужные» места»?
— По поселкам мы специально отслеживаем ситуацию. И хочу сказать, что все поселки, которые сегодня проектируются или обсуждаются как идея, укладываются в рамки концепции планировочного развития Красноярской агломерации, которую институт «Красноярскгражданпроект» уже сделал. Они будут расти на базе существующих населенных пунктов.
— Каких?
— Емельяново, например. Представьте, в районе Емельяново возникает хаб и теперь еще особая портовая зона. Сколько человек понадобится расселить близко к этому месту приложения труда? Значительно увеличится население Емельяново. Уже сегодня надо посмотреть, где те географические пятна в районе Емельяново, которые можно включить в границу этого населенного пункта, чтобы обеспечить перспективу расселения будущего персонала, работающего на хабе и в портовой зоне.
Поселок Элита, который мы презентовали. Почему он востребован сегодня? Потому что если посмотреть карту загрязнения пригорода Красноярска, там наиболее экологически чистые места для расселения. Не север Березовского района, к примеру, где по розе ветров выхлоп с алюминиевого завода и с площадки Красмаша такой, что сегодня мы на карте вынуждены его обозначить как зону, предназначенную исключительно для промышленного освоения, но никак не для расселения. Поэтому именно Элита, являясь наиболее экологически чистым местом для рассления, попадает под программу. Мы же должны заботиться о здоровье своих граждан.
— А в Березовском районе что-то будет строиться?
— Березовский район традиционно не фигурировал в сводках новостей с точки зрения спроса на жилье. Но в последнее время из-за того, что в Емельяновском районе процесс «по раздаче земли» практически завершен, то следующий этап, как и в Манском районе, – это черта Березовки. Оказывается, там тоже есть экологически чистые места. Это Кузнецовское плато, деревня Кузнецово. Сегодня подготовлен очень крупный проект жилого района Надежда на 600 тысяч квадратных метров жилья. Представляете, в деревне Кузнецово будет жилой район в 600 тысяч квадратных метров! По характеру своей застройки — это самый настоящий город (в котором планируется построить многоэтажки, иные будут достигать 25 этажей!) в 3,5 километрах от центра.
— Но выходит, что люди, которые там поселятся, как раз и будут каждое утро ездить на работу в Красноярск?
— В данном случае, это вообще не проблема. Считается, что границы агломерации — это час езды от городской границы. То есть 90 км от города — это все городская агломерация. Как только за пределы вышли, то временнЫе, бензиновые потери начинают сказываться на экономике и на всем остальном.
— Вернемся к географии. Какая роль отводится в рамках агломерации направлению по Енисейскому тракту?
— Направление по Енисейскому тракту менее привлекательно с точки зрения расселенческой темы. Еще в советское время там разместили огромнейшую площадку экскаваторного завода. Крастяжмаш сегодня фактически пустует. Там есть какие-то небольшие предприятия, но при этом там существует профицит в размере 400 Гкалорй тепла и 200 мегаватт света. В будущей агломерации эта площадка будет фигурировать как промышленная, но не как жилая ни в кое случае. По экологическим факторам селиться рядом совершенно не допустимо. Об этом тоже не надо забывать...
Дивногорск. Преимущественно это будет рекреационное направление. У губернатора была прекрасная идея. Очень понравилось, когда он сказал: «В чем дело? Почему никто не пытается сделать серьезный проект рекреационной направленности, условно говоря, Красноярск-Дивногорск?».
Давайте перечислять: Красноярск, Бобровый лог, Роев ручей, Столбы, далее — Слизневская смотровая площадка. Дальше Овсянка с уникальным домом-музеем Астафьева и археологической стоянкой. Последняя заброшена, но это не мешает ей оставаться уникальным памятником археологии. Дивногорск с его-то рекреационным потенциалом и с его видами. Красноярская ГЭС, Красноярское море, Шумиха, парусная регата и прочее. Если все это завязать в некий рекреационно-туристический продукт, он обязательно будет востребован. Потенциал не надо создавать. Он уже есть — это природа и готовая инфраструктура. Сделайте хорошие кафе, мотели, создайте условия для приличного быта, расширьте дороги, привлекайте людей. Но пока никто этим не занимается, наверное, пока не верят. Но поверят, когда будет создан инвестиционный паспорт территории Красноярской агломерации. Сегодня практика разработки документов территориального планирования говорит о том, что каждый такой документ получает на выходе инвестиционный паспорт территории, который показывает наиболее выгодные отрасли отрасли экономической деятельности. Задача местного самоуправления – сформировать земельный участок и предложить бизнесу из этого инвестиционного паспорта страничку: кто хочет поучаствовать в конкурсе на размещение мотеля, например.
— В целом, насколько увеличится число жителей в рамках агломерации?
— Сегодня в пределах Красноярской агломерации проживает 1 миллион 70 тысяч граждан. Это ничтожно мало. Самые оптимистичные расчеты, исходя из нынешних параметров — то, какие тенденции в демографии, каковы миграционные процессы — рост численности Красноярска всего 5 тысяч человек ежегодно. В основном это мигранты из сельской местности или из ближнего зарубежья. Как остановить процесс внутренней миграции? Вымывание сельского населения ведет к известным негативным последствиям. Соответственно, создание условий для проживания в сельской местности — это один из факторов, который задержит население. В перспективе до 2020 года по расчетам демографов, социологов, экономистов численность Красноярской агломерации всего 1 миллион 200-230 тысяч. С другой стороны, если делать более чем оптимистический прогноз, то представьте, сколько мы должны создать мест приложения труда? У нас в крае, кстати, минимальная, в отличие от других регионов, безработица. Даже при всем анализе скрытой безработицы, она, действительно, низкая. Мест приложения труда, мне кажется, больше, чем людей, способных сегодня обеспечить эти места.
—Распределение трудовых ресурсов неправильное?
— Это как раз вопрос территориального планирования и агломерационных эффектов. Если мы хотим догнать до 2 миллионов человек…
— А мы хотим?
— Это не самоцель, кстати. Возьмем, к примеру, Финлядндию или Норвегию — это, по-моему, страны с населением чуть больше, чем 5 миллионов человек — самый высокий уровень жизни в мире. Значит, дело не в численности населения, а в качестве жизни и качестве самого населения. Можно и миллионом обеспечить ЗДЕСЬ нормальную и качественную жизнь. Для этого не обязательно быть Китаем и жить в Китае!
— Как это может выглядеть? В простом человеческом понимании — это значит соединить в повседневной жизни все плюсы городского и сельского быта?
— В экономическом смысле — да. Противоречия, безусловно, какие-то сохранятся и по уровню жизни тоже. Зачем далеко ехать? Посмотрите, что происходит в Солонцах, обратите внимание на магазины, дома, дороги... Но агломерационный эффект в том числе будет способствовать выравниванию условий жизни. В этом смысле сращивание города и деревни может быть достигнуто…
Беседовала Анастасия Яковлева, специально для портала о недвижимости в Красноярске INFORM24.RU
|
Ключевые слова:
Красноярск , Социальные программы , Недвижимость в крае , Благоустройство Красноярска , События и люди , Интервью , АрхитекторыДругие материалы данного раздела:
- Михаил Тарковский: «Особенность русских, что стыдно за всё и за всех. Вот и горим...» (31.10.2011)
- Наталья Бурдюкова: «От галочки часто зависит очень много» (11.10.2011)
- Сергей Батурин: «К проблемам малочисленных народов нужен гибкий подход» (25.05.2011)
- «Единой системы в стране нет» (19.05.2011)
- АЭС должны уйти под землю (07.05.2011)
Комментарии:
В доме-музее Астафьева наплыв посетителей бывает только приуроченным к какому-нибудь литературному мероприятию или к годовщине. Про заброшенную археологическую стоянку вообще смешно было читать...
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи