«Руки прочь от Столбов!», «Оставьте Столбы в покое!» — форумчане сайта «Красноярские Столбы» не скупятся на гневные реплики. Многих посетителей заповедника не устраивают реформы, которые затеяло там нынешнее руководство. Редактор сайта Валерий Хвостенко, с одной стороны, доказывает недовольным, что изменения необходимы — заповедник пришел в крайнее запустение. Однако при этом сам категорически не согласен с некоторыми идеями дирекции, в частности, со строительством на туристическом маршруте металлической лестницы.
Борьба за Столбы
Валерий Хвостенко, столбист со стажем, вспоминает, что Столбы за свою историю не раз выступали предметом общественных споров и скандалов. Главная проблема заключалась в том, что, в отличие от национальных парков, туристическая деятельность в заповедниках была законодательно запрещена. Их задачи — охрана заповедной территории и научные наблюдения.
Однако Столбы исторически были излюбленным местом прогулок горожан, и в этом смысле красноярский заповедник всегда отличался от других заповедников страны. — До конца
Тотальная помойка
Посещение заповедника, наконец, было разрешено официально, но спустя некоторое время возникла другая проблема. Поток посетителей с каждым годом увеличивался, однако он был стихийным и неуправляемым со всеми вытекающими отсюда последствиями — туристический маршрут на Столбах постепенно стал превращаться в большую помойку. При этом популярность заповедника росла не только в стране, но и во всем мире. В Красноярск стали приезжать иностранные туристы и официальные делегации, в программе визита которых обязательным пунктом значились Столбы. О заповеднике снимались фильмы, выходили книги, глянцевые буклеты, однако сам он в это время приобретал все более загаженный вид. Валерий Хвостенко вспоминает, что когда на Столбы приезжали иностранные гости, видевшие национальные парки Америки и Европы, они приходили в ужас. — Да, они восторгались природой, гостеприимством местных людей, но их шокировало состояние заповедника и всякое отсутствие сервиса. Положа руку на сердце, приходилось признать, что выглядим мы убого. Сервиса — ноль, инфраструктуры — ноль, и при этом тотальная помойка вокруг, покосившиеся развалюхи на кордонах, омерзительные туалеты... Знаете, когда живешь 20 лет в своей квартире, уже не видишь, как все обветшало. Но, когда приходит гость, начинаешь смотреть на все его глазами и вдруг понимаешь, в какой убогости ты живешь. Подобные чувства испытывали и мы, когда привозили на Столбы гостей, — рассказывает Валерий Хвостенко.
Миллионы на развитие
Около года назад в заповедник пришло новое руководство с идеями реформирования и приведения в порядок «Столбов». Как отмечает Хвостенко, сейчас для этого представилась удобная возможность. Дело в том, что российским заповедникам, наконец, разрешили вести на своей территории, помимо научной, туристическую деятельность. То есть дали право, которое красноярцы выбили для «Столбов» еще 20 лет назад. Однако, понятно, что для привлечения туристов, развития заповедника необходимы деньги. Особенно, учитывая, что государство урезает бюджеты каждый год, и заповедники ведут сейчас практически нищенское существование.
Чтобы найти необходимые средства, заповедник подал заявку на участие в федеральной программе развития познавательного туризма. — Сейчас Столбы вместе с шестью другими заповедниками включены в эту программу. Причем чиновники комиссии, проводившей конкурсный отбор, отметили, что наш заповедник — наиболее подготовленный из всех для развития именно познавательного туризма. У нас уже есть специально выделенный туристический район, рядом построен фанпарк «Бобровый лог», зоопарк «Роев ручей». То есть, сложился некий экскурсионно-развлекательный пояс. Кроме того, есть активная общественность, которая поддерживает развитие «Столбов» — объединение столбистов, федерации альпинизма и скалолазания. С учетом этого заповеднику и выделили 180 миллионов рублей, — рассказывает Валерий Хвостенко.
Как указано на сайте заповедника, освоение средств будет проходить поэтапно с 2011 по 2013 годы. На текущий год намечено проектирование объектов, составление планов, экспертиза и т.д. В последующие — непосредственно строительные и реконструкционные работы. В планах руководства — оборудование площадок и троп, строительство домиков легкого типа для размещения научных десантов и ночлега туристов. Важной частью инфраструктуры станет информационно-сервисный центр, где можно будет получить консультации, памятки, посмотреть маршруты. Там же будут дежурить сотрудники спасательной службы, которые сейчас просто сидят в машине. Кроме того, есть идеи и проекты по рекультивации троп и территорий вокруг скал, которые сейчас вытоптаны.
Железной лестнице не место в заповеднике
Идеи нового руководства многие приняли в штыки. — Есть категория людей — ретрограды — которые принципиально против любых новшеств, невзирая на здравый смысл и объективные обстоятельства. Например, мне на сайт сейчас пишут, дескать, не трогайте Столбы. Я отвечаю: а что, собственно, не трогать? Кучи мусора? Развалюхи на кордонах? Туалеты, в которые зайти невозможно? Нет, пришло время приводить заповедник в порядок, — говорит Хвостенко. Однако он отмечает, что и сам не во всем солидарен с новой дирекцией заповедника.
— Критический пример — проект металлической лестницы от Перевала до Слоника, который был принят недавно на научно-техническом совете заповедника. Его даже не позаботились показать на сайте, доказать общественности необходимость этой лестницы. А прозвучал ли на НТС вопрос о возможных протестах людей? Лично я против железных конструкций на Столбах. Причем, были альтернативные проекты, но выбрали именно лестницу, — возмущается Хвостенко.
Комментарии директора заповедника получить не удалось — г-н Щербаков находится в отпуске. Однако планы строительства лестницы подтвердила его заместитель по науке Анастасия Кнорре. — Мы и сами понимаем, что металлическая лестница — не лучший вариант, но другого выхода у нас нет. Строить деревянную не имеет смысла — она недолговечна, в дождь и зимой люди на ней поскальзываются, ломают руки, ноги. Мы это уже проходили. Оставлять же пешеходную тропу, как она есть, невозможно: земля здесь вконец вытоптана, обнажены корни деревьев. Мы обязаны снизить рекреационную нагрузку на почву, — говорит Анастасия Кнорре. Она добавила, что при строительстве лестницы будут применяться щадящие технологии: конструкция будет приподнята над землей и держаться на винтовых сваях, которые позволят не повредить корни деревьев.
— На сегодня решение принято, контракт на строительство подписан. Посмотрим, приживется ли железная лестница в заповеднике, — подытоживает Валерий Хвостенко.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru