-
Продам 2х комн ленинградку 5/5п 50/30/8 КУТУЗОВА окна ПВХ, балкон застеклен ПВХ, новые межкомн. двери, чистый подъезд, тихий двор, рядом дет. сад. школа.Цена: 2000000
2-313-992 Людмила -
Ястынское поле 24, чистовая, ДСК, 61м2, сдача 1кв 2012г. , 2400т. р. Ястынское поле 24, чистовая, ДСК, 64м2, сдача 1кв 2012г. , 2500т. р.Цена: 2400000
2824553 Лариса
Стартовая // Статьи / Проекты
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: "МЫ ПРОВЕЛИ РЕФОРМУ И РАССЛАБИЛИСЬ"
16.03.2011Цены бьют рекорды
- Для России, как и для любой крупной страны, надёжное обеспечение электроэнергией является основой для устойчивого развития экономики, а стало быть, основой для качества жизни наших людей, для поддержания нужной безопасности в государстве и в обществе, - сказал президент.
- Одной из острейших проблем отрасли является морально и физически устаревшая инфраструктура. Мы всё это знаем. В генерации доля оборудования, работающего более 30 лет, составляет около 40 процентов, в сетевом комплексе - более 50 процентов. И именно износ оборудования стал причиной нескольких крупных аварий и катастроф последних лет. Я имею в виду и аварию на подстанции Чагино в 2006 году, и крупнейшую техногенную катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, и соответствующие проблемы в распределительных сетях Петербурга в 2010 году, да и проблемы, которые возникли в Московской области и в целом ряде центральных регионов зимой этого года.
Инвестиции и ввод мощностей, казалось бы, растут. И это положительный результат реформ. Но и здесь контроль за эффективностью расходов явно недостаточен. За последние 20 лет практически не повысилась эффективность отрасли. Это очень тревожный показатель - в других отраслях ситуация совершенно по-иному выглядит. Удельный расход топлива на тепловых электростанциях не снизился, он остался на уровне около 5 процентов. Доля электроэнергии, которая расходуется на собственные нужды электроэнергетики, снижается незначительно и составляет около 17 процентов от общего объёма энергопотребления. Число подстанций, которые закрыты для присоединения новых потребителей, в распределительных сетях составляет около 10 процентов.
Ещё одна тема - может быть, в настоящий момент самая резонансная: реальной угрозой для нашего экономического роста стало увеличение цен на электрическую энергию. Это реальная угроза. Несмотря на то, что начиная с 2000 года средние тарифы выросли более чем в три раза, они для крупных компаний и для граждан пока остаются ниже, чем во многих странах мира, это так. Однако если названная тенденция сохранится, то, по подсчётам аналитиков, уже к 2014 году мы будем иметь цены на электроэнергию в России выше, чем в Соединённых Штатах Америки, в Финляндии и в целом ряде стран.
Более того, эта цена достигнет такого уровня, когда строительство собственной генерации становится выгоднее, чем покупка энергоресурсов из сети. А это уже в некоторых субъектах на ряде промышленных предприятий выгоднее: "Не хотим покупать - мы хотим строить". Слушайте, мы что создаём-то, натуральное хозяйство? Да, Россия - уникальная, особенная страна с колоссальной территорией, но это всё равно предел, за рамками которого останавливается развитие.
- Уже сегодня, - продолжил президент, - цены на электроэнергию превышают все возможные пределы, прежде всего для малого и среднего бизнеса. В январе 2011 года предприятия, которые работают на низком уровне напряжения, в Курской области оплачивали 6,5 рубля, то есть 15 евроцентов за киловатт/час. Даже в Италии, которая является самой проблемной с точки зрения электроэнергетики страной Западной Европы, этот уровень составляет 11 или 11,5 евроцента. Рост цен, например, в Калуге по сравнению с январём прошлого года составляет около 50 процентов, причём почти весь объём этого роста приходится на тарифы, регулируемые на региональном уровне. Видимо, у многих уже возникло устойчивое ощущение, что мы гораздо более богаты, чем наши европейские партнёры, и будем платить и платить за это. Основное увеличение цен, кстати, приходится на распределительные сети и на сбыт.
Ещё более вызывающе выглядит то, как устанавливаются на 2011 год тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям в субъектах Российской Федерации. Здесь разница по регионам в два, а то и в три раза. Тоже недопустимо. Чем объясняется такое различие в тарифах? Наверное, дело в эффективности сетевых компаний, которые действуют на территории соответствующих регионов. Необходимо этот вопрос внимательно проработать. Столь существенный рост цен для потребителей просто невозможен. Я уж не говорю о том, что такого рода процессы явно отпугивают потенциальных инвесторов от вложений в электроэнергетику, потому что это создаёт обратный эффект.
Задачи, которые надо решить
- Назову несколько приоритетных задач, - продолжил Дмитрий Медведев. - Несмотря ни на что, нужно активизировать модернизацию отрасли, строить новые генерирующие мощности по самым современным технологиям - как для обеспечения растущего спроса, так и для замены выбывающих объектов. По той информации, которая у меня есть, далеко не все запланированные объекты будут введены в строй. Это большое количество объектов, различных ОГК и ТГК, которые принадлежат различным инвесторам. По всем из них идёт отставание. По всем из них! Где-то, наверное, эти причины объективные, но где-то это связано с восприятием основными инвесторами этих задач. Они считают, что это вторичные задачи, что государство в очередной раз закроет глаза на это, всё простит: кризис был - перенесли, ещё что-то сделаем потом. Если большинство считает принятую схему размещения объектов электроэнергетики неправильной, ратует за пересмотр этой схемы, мы можем её и поменять. Принятые обязательства должны исполняться и государством, и бизнесом. Почему иностранцы, которые тоже у нас сидят в этих объектах, всё делают в срок? У них что, кризиса не было?
На недавнем заседании комиссии по модернизации мы обсуждали вопрос формирования крупными компаниями с госучастием программ инновационного развития. Определены и сроки утверждения этих программ. Часть компаний, напомню, должна это сделать до 15 апреля, ну а большая часть - к 15 июля текущего года. Эти программы должны быть основой развития не только этих компаний, но и тех отраслей, где они функционируют.
Правительство с учётом утверждённых программ к 15 августа должно подготовить комплексный план действий по внедрению передовых технических решений в области электроэнергетики, при этом особое внимание уделить энергосберегающим технологиям и возобновляемым источникам энергии.
Второе. Нужно завершить структурные преобразования в отрасли. Они идут уже очень давно, тем не менее не всё из запланированного сделано в полном объёме. Скажем, на розничном рынке электроэнергии не существует эффективной конкуренции, ограничен вход новых игроков, а потребители фактически отстранены от ценообразования. Это такая тусовка, междусобойчик, в котором потребители почти не участвуют. Во многом такая ситуация возникла из-за отсутствия представителей реальных потребителей в структурах, которые обеспечивают деятельность рынка и устанавливают регулируемые тарифы.
Я считаю необходимым увеличить представительство потребителей в наблюдательном совете некоммерческого партнёрства "Совет рынка". Эта структура у нас - фактически филиал Минэнерго, а вообще-то задумывалась она в других целях. Кроме того, нужно переосмыслить результаты реформы именно с точки зрения потребителей и внести соответствующие коррективы в этот процесс.
Ещё несколько задач на ближайшие месяцы. Я хотел бы, чтобы были приняты исчерпывающие меры по следующим направлениям.
Первое направление. Надо исключить оплату из лишнего резерва мощности. Да, резервы - вещь хорошая, но, во-первых, у нас эти нормативы существуют ещё с советского периода. И, во-вторых, далеко не везде это целесообразно. Второе - нужно обеспечить запуск газовой биржи. Третье - необходимо применять конкурсы при заказе строительства новых гидроэлектростанций.
Четвёртое - должна произойти оптимизация инвестпрограмм и принципов оплаты услуг сетевых компаний, а также (я хотел бы это особо подчеркнуть, тем более что об этом меня постоянно просят руководители субъектов Федерации) должна наконец произойти передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые сегодня находятся под контролем холдинга МРСК.
Все эти решения должны быть направлены прежде всего на то, чтобы обеспечить доступность электроэнергии, тепловой энергии как для граждан, так и для организаций, для бизнеса.
И пятое - это повышение уровня технической и антитеррористической безопасности объектов электроэнергетики. Такое поручение правительству я давал и в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, и в связи с терактом на Баксанской ГЭС. Причём эти поручения касаются не только представителей силовых структур: все главы регионов, которые имеют такие объекты, должны держать вопросы, связанные с эксплуатацией и защитой объектов топливно-энергетического комплекса, под своим постоянным контролем.
Пора обуздать тарифы
Подводя итоги заседания, Дмитрий Медведев сказал:
- Я хотел, чтобы все руководители субъектов Федерации, как и руководство правительства, сознавали свою персональную ответственность за текущую ситуацию с тарифами. Это тема, которая постоянно возникает в общении с людьми. Вместе с другими острыми социальными вопросами: безработицей, зарплатой, естественно, пенсией - рост тарифов ЖКХ, тарифов на электроэнергию является ключевой темой.
Мы понимаем, что всё это не делается на основании указов, это сложный процесс создания полноценного рынка электроэнергетики. Но надо, чтобы эти процессы были нам более понятны и подконтрольны, чем это в настоящий момент есть. Потому что возникла такая ситуация: мы провели реформу и расслабились. Более того, почему-то возникло ощущение, в том числе и у руководства, что теперь этот рост может определяться спросом и предложением без какого бы то ни было государственного внимания. При том что у нас электроэнергетика остаётся регулируемой отраслью. Так не годится. Поэтому я хотел бы, чтобы все понимали своё место в этом строю. Если нужно в РЭКе добавить соответствующих представителей - давайте это сделаем, не вопрос. Точно так же, как и в "Совет рынка".
Нужно учесть всё, о чём говорил бизнес. А это не значит, что нужно обязательно так и поступить, но это, что называется, потребности, которые идут от земли. Причём не только крупный бизнес, но и страдающий в ещё большей степени средний и малый бизнес. У них самое тяжёлое положение, потому что всё сейчас вешают на них.
Без инженеров нет будущего
Перед заседанием президиума Госсовета президент встретился с инженерами завода "РУСАЛ Саяногорск" и Саяно-Шушенской ГЭС.
- Когда я учился, а это было относительно недавно, значительная часть моих товарищей выбрала инженерную профессию именно в школе, - сказал президент. - И я, кстати, тоже подумывал, но в конце концов тяга к юридическим знаниям переборола, хотя я ходил на курсы, готовился поступать в один из инженерных вузов Санкт-Петербурга, тогда Ленинграда.
Почему это произошло? По вполне понятным причинам. Падение престижа инженерной профессии было связано с общей деградацией системы образования и, конечно, с падением заработков инженеров, которые произошли повсеместно после распада Советского Союза.
Сейчас у нас существуют очень противоречивые тренды: где-то нормальная зарплата - и есть возможность для того, чтобы молодой инженер, получивший хорошее образование, мог создать семью, мог зарабатывать деньги, естественно - получить жильё, а где-то ситуация очень сложная, и люди, получающие приличное образование, не могут найти работу или достаточно быстро переквалифицируются из инженеров в представителей других профессий.
Основной вопрос - что с этим всем делать, и, собственно, ради этого я и попросил всех собраться, открывая этой встречей "продвинутый" разговор о месте инженеров в нашем обществе. На эту тему было написано много книжек в 50-60-е годы, но сейчас это всё уже забыто. Мы должны вернуться к этим истокам и поговорить прежде всего о том, каким образом обеспечить престижность инженерной профессии. Потому что без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего. Страна не может развиваться только за счёт притока юристов и экономистов, при всём моём глубочайшем уважении к своим коллегам по юридическому или экономическому цеху. Все креативные решения, вся модернизация, о которой мы так много сейчас говорим, будет делаться только инженерами, представителями инженерных наук, точных наук, естественных наук.
Что для этого нужно сделать. Очевидно, что это инженерное образование, его улучшение, оптимизация и позиция работодателей. Вот два момента в отношении того, как должен оплачиваться, как должен формироваться труд инженера. И, наконец, третье - это позиция государства: что государство могло бы сделать для укрепления престижа инженерной профессии.
Фото пресс-службы президента РФ.
|
Другие материалы данного раздела:
- Депутаты поворочали миллиардами (05.10.2011)
- К вопросу о строительстве Енисейского ферросплавного завода (29.09.2011)
- Модернизация в ЖКХ: энергоэффективность и безопасность (19.09.2011)
- «Столбы» модернизируют? (28.07.2011)
- Глобальная задача (28.06.2011)
Комментарии:
Написать комментарий:
Если у Вас есть вопросы по работе данного раздела, Вы можете задать их с помощью формы обратной связи